мы живы, в наших сердцах живут дорогие нам люди, память хранит их светлые образы.
Дураков Семён Никитович 14.07.1903 - гвардии старший сержант, разведчик.Показать ещё
Дуракова Анастасия Якимовна 04.01.1902 - труженик тыла, мать 9 детей.
Дураков Семен Никитович - мой прадедушка, родился 14 сентября 1903 г. Жил и трудился в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия в колхозе животноводом.
Жена Анастасия Якимовна и девять детей (Петр, Мирон, Екатерина, Константин, Никита и Яков, Полина - моя бабуля, Мария и один умер во младенчестве, имя его я не знаю). Наш прадед воевал с первого дня войны до победы, с 1941 по 1945 годы прошагал по военным дорогам от Москвы до Праги, пережил немало суровых испытаний. Сколько городов и деревень освобождал он от фашизма, сколько горя видел он за эти 5 лет войны. Перенес множество ранений, контузий. Кровью и потом завоевывал свободу и независимость для нашего народа, для всех нас. Мужественно и стойко воевал он на фронте и вернулся домой с боевыми наградами.
В семейном архиве хранится много наград за его боевые заслуги! Медаль «За отвагу»,«За взятие Вены», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За взятие Будапешта»,«За освобождение Праги», «За освобождение Варшавы», Орден Великой Отечественной войны 1-ой степени. Благодарственные письма от главнокомандующих фронтами и от И.В.Сталина.
После войны наш прадедушка Семен Никитович работал в колхозе, трудился с отличием. Не случайно за свои трудовые подвиги он был почетным колхозником колхоза им. XX партсъезда, три раза избирался делегатом на ВДНХ, проходящей в г. Москва, был награжден двумя бронзовыми и одной серебряной медалями ВДНХ «За доблестный труд». И все годы, до самой старости, трудился не покладая рук. Его жизнь – это яркий пример для сегодняшнего поколения.
В сентябре 1941 года Семен Никитович призван на службу, проходил ее под Иркутском в селе Мальта в военном лагере. Через несколько дней отправлен в составе маршевой роты под Москву, где и служил во второй ударной армии 838 пехотной дивизии. Первый бой принял под Ярославлем в октябре 1941 года, второй - в Вологодской области Лобановского района. Затем их часть сняли с передовой и перебросили в ночь с 23 на 24 декабря в г. Старая Русса, и под Новый год они вступили в бой с немцами.
Мой прадед в одном из боев получил серьезное ранение. Много тогда было раненых бойцов, и всех направили в госпиталь в г. Горький. Везли их по воспоминаниям деда в товарных вагонах, на полу, на соломе, сложенных рядами, кто без сознания, кто с засохшими бинтами. Везли несколько суток, пропуская составы с оружием и продовольствием для фронта. Когда этот поезд добрался до г. Горького, хирург в военном госпитале, немало повидавший на своем веку, поразился выносливости сибиряков: у них бинты, пропитанные кровью, вросли в раны, а в ранах в крови копошились вши, объедавшие края ран.
"В Сибири не было войны,
Но бесконечны павших списки!
В Сибири не было войны,
Но в каждом парке обелиски!
Сибирь, кормившая страну,
Ждала нас, мучась и печалясь!
Из ста, ушедших на войну
Всего лишь трое возвращались!
В Сибири не было войны,
Но ширилась Сибирь полками!
И лучших воинов страны
С тех пор зовут сибиряками"!!!
Бойцов отмыли,вынули осколки, заштопали, наскоро залечили раны и снова отправили на фронт. Один осколок у дедули в ноге остался до конца его жизни, позже нога постоянно болела, напоминая о страшной ВОЙНЕ!
После выздоровления прадедушку зачислили в маршевую роту и отправили на фронт. В пути их эшелон попал под бомбежку, и Семен Никитович был тяжело контужен, в течении 1,5 месяцев он проходил лечение в госпитале г. Рыбинск.
После очередного выздоровления в составе пехоты отправлен к Ладожскому озеру на защиту Ленинграда и зачислен в 1137 артиллерийский полк 20-го гвардейского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Симоняка.
Прадед вспоминал: "в Ленинграде мы стояли под 8-м ГЭСом, а немцы находились на Синявских сопках. В это время шли ожесточенные бои, в ходе которых нашими частями был освобожден рабочий поселок Сосновый бор." Затем полк перебросили к Ленинграду. Наши орудия стояли под Пулковскими высотами, немцы здесь держали в своих руках весь район: села Пушкино, Красное, Воронью Гору. Прадед был в разведке, и на одном из наблюдательных пунктов его опять ранили, он потерял сознание - это было 07.01.1943 году. И опять госпиталь, и тяжелое восстановление, а после опять в бой.
И вот уже Семен Никитович участвует в освобождении Красного Села, Вороньей горы. Он дошел до Кенгисеппа. В марте 1944 года их полк вплотную подошел к Нарве, но взять город не удалось, (немец был вооружен до зубов и хорошо укрепился), и их перебросили на финский фронт, где был взят г. Выборг в 1944 г, а затем обратно под Нарву.
Семен Никитович участвовал в освобождении Эстонии г. Талина, острова Эльзас. После переброски полка в Венгрию его переименовали в 109-й артиллерийский. Началось освобождение Венгерских городов и сел. 1 Мая праздновали освобождение г. Вена.
9 Мая узнали об окончании войны, но их полк перебросили дальше на территорию Чехословакии под Прагу. Город получил свободу 14 мая 1945 года.
Прадедушка вернулся домой в августе 1945 года,весь израненный, оглохший. Бабуля вспоминала: "Было тепло, когда он приехал, все плакали от счастья, пришли встречать все соседи".
Помните! Через века, через года,
Помните! О тех, кто уже не придет никогда,
Помните! Люди! Покуда, сердца стучатся,
Помните! Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
ГЕРОИ ВОЙНЫ И ТЫЛА.
МАМА… При одном этом слове мы чувствуем тепло и свет, бескорыстие, верность, преданность,и бесконечную любовь!!! Вот о такой маме, бабушке и прабабушке самом дорогом на свете человеке, чьё ИМЯ я ношу с ВЕЛИКОЙ ГОРДОСТЬЮ, Дураковой Анастасии Якимовне, ОНА БЫЛА БОЙЦОМ В ТЫЛУ, я хочу рассказать накануне великого праздника!
Наша прабабушка Баранова (Дуракова) Анастасия Якимовна родилась в 1902 году в с. Чермутай Джидинского района Бурятской АССР. Наша прабабушка родила девятерых детей, всех вырастила, воспитала, дала образование, за что была награждена орденами «Мать-героиня» и «Материнская слава».
Трудная, тяжелая жизнь была у нашей прабабушки, с пяти лет она осталась сиротой. Со смертью матери на детские плечи легла суровая сиротская доля, рано прабабушка познала нелегкий крестьянский труд. Она рассказывала, как собиралась замуж. Так, для того, чтобы купить ткани на фартук, пришлось серпом два дня жать хлеб под палящим солнцем, не разгибая спины. Она срезала серпом колосья от зари до зари.
Замуж вышла тоже за сироту – Дуракова Семёна Никитовича. Свекровь-мачеха всячески издевалась над неродным сыном и невесткой, даже однажды ударила ее гребнем и разбила лицо до крови. Но раньше старших почитали ,и нельзя было возразить,поэтому сын только сказал мачехе: "Зачем вы ее ударили, ударили бы лучше меня". Но шло время, прадеды стали постарше, рождались дети, трудились, растили детей. И вот их уже девять. Двоих она похоронила маленькими, о которых переживала всю жизнь.
Но все бы было ладно, так бы и продолжалась тихая семейная жизнь. Но началась ВОЙНА! Прадеда, Дуракова Семена Никитовича, забрали на фронт. Он воевал с первых дней войны и до последних, до Великой Победы! О его героических подвигах говорят его награды и медали. О героических подвигах Семена Никитовича и о нем самом были статьи в газетах, а также его имя занесено в Книгу памяти Бурятии.
Прабабушка, худенькая, хрупкая женщина, с семерыми детьми на руках осталась один на один с голодом, холодом, болезнями. Отчаянно боролась она со всем этим, защищая от голода и смерти своих детей. Что только не делала она, чтобы как-то накормить детей: работала от зари до зари, собирала мерзлую картошку, картофельные очистки, за 20 км глубокой осенью по полям собирала колоски, которые остались в поле после уборки, сама ходила голодная, полураздетая и разутая. Она рассказывала, что, насобирав немного зерна, отмыв его от земли и грязи, рассыпала на плиту сушить, а ребятишки стоят у плиты, смотрят на зерно и потихоньку, по зернышку берут. Все были голодные, а девятому ребенку было 2-3 месяца, его надо было кормить грудью, но какое кормление, когда она от голода еле-еле держалась на ногах.
Но вот кончились ее силы, страшный голод сразил все-таки. Сначала ее увезли в больницу с высокой температурой. Врачи сказали, что у нее тиф, но она утверждала, что это от голода. Затем увозят в больницу и дочку Катю, а через несколько дней трехгодовалую Полину (мою бабулю). Она говорила, что несколько дней была без сознания, на как пришла в себя, узнала, что дети в больнице. Встала, но идти не было сил, и она, держась за стены, пошла по палатам, нашла маленькую дочку, попросила, чтобы их положили вместе. Был голод, в больнице кормили плохо, и она ложку каши, конечно же, отдавала своему ребенку.
С какою нежностью покоит на руках
Она своё дитя в задумчивом молчаньи!..
На сомкнутых губах лежит печать страданья,
И ласка тихая в опущенных глазах...
С тревогою прижав дитя к груди своей,
В его грядущее она глядит с тоскою,
И хочет мать закрыть беспомощной рукою
Своё дитя от слёз, печали и скорбей...
И в сердце у неё неясная боязнь
Лишиться дорогой, единственной святыни...
Ведь без него весь мир останется пустыней,
А за него она пойдёт на казнь...
Но оказалось, что это было не самое страшное, что ожидало нашу прабабушку. В 1944 году забрали в армию 18-летнего старшего сына Петра Семеновича, который попал в танковые войска в п. Песчанка г .Читы, в учебный полк для фронта. Там он прослужил восемь лет, службы была тяжелая, от шума танка и от того, что сутками они находились в танке, у него заболели уши, лечению никак не поддавались, и врачам пришлось долбить заушную кость, а это опять переживания и слезы для прабабушки.
Но вот, наконец, окончилась война! Израненный, но живой вернулся наш прадед Дураков Семен Никитович, стал трудиться на двух работах: днем грузчиком, ночью сторожем. Стали они биться за жизнь детей вдвоем.
А тут забирают в армию второго сына Мирона Семеновича. А после войны – разруха, надо было восстанавливать страну, заводы, нужен металл, уголь, и по этому солдат срочной службы везут в Читинскую область Чернышевский район с .Букачача, в шахту. Прослужив там два месяца, он погиб. Как он скучал по дому (видимо, сердце предчувствовало смерть), какие теплые письма он писал своей семье (некоторые из них приходили по почте уже после его гибели). Письма эти с 1948 года хранятся в нашей семье до сих пор. Иногда перечитывали их прабабушке (она сама была неграмотная). Она часто смотрела на них, гладила, нюхала исписанные листочки и плакала. Он погиб в армии, так и не наелся досыта хлеба, не изведал чувства любви, а был очень красивым, высоким, добрым, помогал прабабушке во время войны кормить остальных малышей.
Из старших детей в доме остается дочь Екатерина Семеновна, которая утром в 6 часов утра шла охранять городьбу, чтобы скот не зашел на посевы, а потом, в 8 часов, шла в школу. Одежды у нее не было, Катя ходила в школу в разных валенках: один – черный, а другой – серый, но это ее не смущало. Хотя и канцелярских товаров тоже не было, писали школьники в то время на тетрадях, сшитых из старых газет. Но желание учиться и получить образование было велико.
И она стала учителем. Работала в Баянской, Петропавловской, Станционной школах, любила свою профессию, учеников, уважала коллег. Но беда никак не оставляла прабабушку и всю семью.
В 51 год умирает ее сын Петр, а в 47 лет уходит из жизни ее доченька – Катюша, оставив ей и нам на память двух сыновей (мои дяди) – Сергея и Александра.
Вот такую трудную жизнь рука об руку 60 с лишним лет прожили наши прадеды Дураков Семен Никитович и Дуракова Анастасия Якимовна. Но, несмотря ни на какие невзгоды, горечь потерь, наша прабабушка не утратила самые лучшие человеческие качества души. Всегда она оставалась чуткой, доброй, отзывчивой, любящей, мудрой женщиной.
Наш прадед ушел из жизни 22 января 1987 года, наша прабабушка умерла 10 ноября 1989 года. Как жаль, что не живут наши прадеды вечно! Мы, их дети, внуки, правнуки любим их, помним их и низко им кланяемся!!!
ВЕЛИКИЙ НАРОД ,ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА!!!!
С уважением, Анастасия, внучка Дураковой Полины Семеновны!
#джидинскийрайон#героивлицах
Оставить сообщение: